Что должен уметь делать ребёнок в 2 года

Что должен уметь делать ребёнок в 2 годаВоспитание ребёнка — ответственное дело. Многие родители занимаются всесторонним развитием и обучением своего чада с раннего возраста. И это правильно. Следует учить малыша не всему подряд, а только тому, что посильно ему в его возрастной период. Чтобы двухлетний малыш полноценно развивался и в дальнейшем, родителям важно знать, что должен уметь ребёнок в 2 года.

Физические показатели

В два года ребёнок становится более самостоятельным. Он уже может ориентироваться в пространстве, у него улучшается координация движений. Малыш стремится узнавать новое и делать из этих знаний выводы. Вместе с педиатром родители следят за тем, как растёт он и набирает вес. Девочки в этом возрасте должны весить 9—14 кг и быть ростом 80—93 см, а мальчики — 83—94 см при весе 10—15 кг.

Если малыш не дотягивает до этих параметров или, наоборот, слишком высокий либо имеет большой вес, то следует обратиться к педиатру, эндокринологу, а в некоторых случаях и к неврологу. Только специалисты смогут определить, являются эти показатели отклонением от нормы или индивидуальной особенностью. С анатомической точки зрения считается нормальным, если:

  • голова больше туловища;
  • ноги короткие, но руки и туловище длинные;
  • кости скелета мягкие;
  • наблюдается выпячивание живота вперёд и прогибание спины назад.

Интенсивное развитие ребёнка в два года позволяет ему научиться определённым навыкам и приобрести нужные двигательные умения. Будет хорошо, если он:

  • Физические показатели развития ребенкаприобретает осознанные и уверенные навыки ходьбы;
  • двигается целенаправленно;
  • подпрыгивает невысоко;
  • перешагивает через препятствия, невысокие барьеры;
  • пробегает небольшие дистанции;
  • ходит по низкому бревну;
  • поднимается по лестнице;
  • ходит вперёд и назад;
  • то шагает, то бежит;
  • пинает мяч ногой;
  • стоит на цыпочках;
  • может рисовать, лепить (именно в два года можно познакомить его с ножницами, научить управляться с ними, вырезать фигурки по линиям);
  • правильно держит карандаш, ложку, если научить;
  • танцует под музыку.

Но координация движений ещё не настолько сильно развита, поэтому иногда малыш неповоротлив, падает или пытается удерживать равновесие с помощью расставленных рук.

«Возраст травмоопасный, поскольку малыш стремится познавать новое, но чувство опасности и страха у него ещё не развито.»

Речь в раннем детстве

Речь в раннем детствеСловарный запас двухлетнего малыша составляет примерно 50 слов. С возрастом он возрастает. Развитие речи в этот период индивидуально. Но доказано, что в многодетных семьях речь младших детей развивается интенсивно и она чище в звуковом оформлении. Это говорит о том, как важно разговаривать с ребёнком и заниматься с ним. Нельзя пытаться подражать речи малыша, сюсюкаясь с ним.

Малыш стремится повторять за взрослыми слова, поэтому при сюсюканье он будет искажать слова. Кто-то способен говорить стихи из двух-четырёх строчек, а кто-то лишь двухсложные слова. Дети в этом возрасте часто задают вопрос: «Что это?». Они выражают свои желания в словесной форме и выполняют любые поручения взрослых.

Ребёнок может глотать слоги в словах, переставлять их местами, добавлять новые, не выговаривать много звуков. До пяти лет это является нормой. С возрастом речь будет чище. Ребёнок понимает, что ему говорят, воспринимает короткие рассказы и сказки, различает антонимы, знает своё имя и имена близких людей, показывает на картинках знакомые предметы, общается простыми предложениями. Замечено, что мальчики начинают разговаривать позже девочек, а дети, которые ходят в детский садик, раньше своих сверстников, не посещающих дошкольное учреждение.

Мелкая моторика рук

Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Учёные установили, что центры в коре головного мозга, отвечающие за речь, находятся рядом с центрами, отвечающими за моторику. Хорошо развитая мелкая моторика стимулирует не только развитие речи, но и познавательных процессов. Вот что должен уметь ребёнок в два года:

  • Мелкая моторика рукнанизывать бусинки на нитку;
  • рисовать вертикальные линии карандашом;
  • переливать воду из кружки в кружку;
  • расстёгивать и застёгивать молнию;
  • перебирать мелкие предметы, раскладывать их по группам;
  • строить из мокрого песка фигурки;
  • сооружать башни из 6 предметов;
  • вставлять фигурки определённых форм в подходящие для них отверстия.

«В раннем возрасте у малыша развивается леворукость или праворукость, поэтому уже можно определить его ведущую руку. Родителям нужно давать ребёнку свободу действий и движений, создавая условия для развития мелкой моторики.»

Познавательные навыки и умения

В двухлетнем возрасте интенсивно развиваются мышление, память, внимание и воображение, малыш стремится узнавать новое, подражать взрослому. Ему интересны все предметы и действия с ними. Итак, что должен знать ребёнок в 2 года:

  • узнавать предметы по описанию и характеристикам, различать их по размеру, форме и т. д. ;
  • показывать и называть знакомые предметы на картинке;
  • знать и различать основные и некоторые оттеночные цвета, а также формы предметов;
  • собирать пирамидку из 6 колец, матрёшку;
  • группировать предметы по их основным признакам;
  • Познавательные навыки ребенка в 2 годазапоминать и повторять движения и слова в нужной последовательности, запоминать короткие стихотворения, песни, танцы;
  • собирать разрезные картинки из 2—4 частей;
  • знать, что такое «мало» и «много»;
  • находить одинаковые предметы, узоры и рисунки;
  • знать, что такое «вверху», «внизу», «слева», «справа»;
  • отыскивать целый предмет по его части, подбирать тень к предмету;
  • легко играть в прятки, в игры «Что пропало» и «Что нового появилось»;
  • выстраивать сюжетную линию в игре, подбирать замещающие предметы, нужных персонажей;
  • выполнять действия с предметами в логической последовательности.

«Ребёнок стремится повторять за взрослым, научиться чему-то новому. Он с энтузиазмом берётся за дело.»

Важно поддерживать эту инициативу, а не подавлять её, не ругать за ошибки, а показывать, как сделать правильно. Это отличный период, чтобы приучить кроху к труду. Малыш подражает взрослому, копирует его, поэтому родителям нужно быть внимательнее к себе.

Социально-эмоциональное развитие

В возрасте двух лет дети очень чутко чувствуют эмоции окружающих. Если рядом с ребёнком кто-то плачет или радуется, то и он засмеётся или устроит истерику, поэтому важно растить его в психологически комфортной обстановке. В этом случае малыш вырастет уравновешенным. Когда на глазах у ребёнка всё время ругаются, из него получится капризный и неуравновешенный невротик.

Умения ребенка в 2 годаВ два года важно начинать учить ребёнка правильно общаться с окружающими людьми, потому что он начинает тянуться к сверстникам. Важно расширять круг общения малыша. Он очень эмоционален, может окрашивать речь мимикой и жестами. Наступает время первых конфликтов со сверстниками.

В эмоциональном развитии у ребёнка появляется своё мнение, он начинает показывать характер, выражать эмоции, высказывать радость и недовольство. Имея привязанность к родителям, тянется к общению и с посторонними людьми. Двухлетние дети неусидчивы, они энергичны и непоседливы, поэтому не следует брать их на долгие мероприятия и в дальние поездки. Ребёнку сложно сидеть на одном месте более часа. Кроме того, для него важен режим дня.

В два года дети осознают свою гендерную принадлежность. Но девочки и мальчики по-разному чувствуют этот мир и по-своему проявляют эмоции. Так, девочка более спокойна и менее активна, она позитивно воспринимают похвалу и комплименты. Малышки стремятся носить платье. Они более усидчивы, имеют развитую речь и воображение.

Развитие мальчика в 2 года подчиняется другим законам. Малыши более активные и шустрые. Взрослый им интересен, если может поиграть с ними, научить чему-то новому. У мальчиков плохо развито воображение, но самостоятельность проявляется во многом. Они осознают, что должны быть похожими на папу и им не следует носить платье. Сколько бы лет ни было ребёнку, в любом возрасте он должен владеть определёнными навыками самообслуживания, например:

  • правильно держать ложку, пить из чашки, есть и не пачкаться;
  • умывать лицо, мыть руки;
  • надевать носки, шапку, варежки;
  • использовать носовой платок по назначению;
  • проситься на горшок.

Социально-эмоциональное развитие ребенка

«Всё это малыш должен делать сам. Двухлетний ребёнок должен спать 2 часа днём и примерно 11 часов ночью.»

В его режиме дня должно быть время для прогулки, самостоятельных игр и совместных занятий со взрослым. Эти занятия могут проводиться как дома с родителями, так и в виде посещения кружков.

Игры для ребёнка

Для физического развития полезны игры и упражнения, которые помогут укрепить мышцы и кости ребёнка. Выполнять их можно как дома, так и на прогулке, например, сделать из бумаги речку или мостик. Ребёнок должен пройти по нему, не выходя за края отрезка. Подвижная игра «Собери урожай» развивает не только двигательную сферу, но и внимание, усидчивость, мыслительные процессы. Можно собрать в корзинку только кубики, а можно предложить малышу в одну корзинку положить фрукты, а в другую — овощи. Полезны упражнения «Изобрази животных», игры с мячом, приседания, прыжки, повороты.

Что нужно делать, чтобы мелкая моторика соответствовала возрасту? Подвижные и ловкие пальцы — это несложно. Подойдёт любой подручный материал:

  1. Игры для ребёнка в 2 годаПеребирание пуговиц, бусин, камешков, грецких орехов, фасоли и крупы.
  2. Рисование, лепка, аппликация. Используются как обычные краски и карандаши, так и пальчиковые.
  3. Специальная гимнастика для пальчиков. Все движения пальцев сопровождаются речью или стихотворным текстом.
  4. Упражнения с су-джок шариками.
  5. Развивающие игрушки: мозаики, кубики, вкладыши, шнуровки, бусы, объёмный конструктор.

Все родители хотят, чтобы их ребёнок правильно и красиво говорил. Для этого им нужно следить за своими словами, ведь малыш всё слышит и повторяет. Речь родителей должна быть правильной в звуковом и грамматическом оформлении. Следует чаще общаться с ребёнком, читать ему книжки, задавать вопросы по поводу прочитанного и увиденного по телевизору, учить короткие стихи и чистоговорки. По дороге домой можно понаблюдать за происходящим на улице, спросить, как ребёнок провёл день.

Полезна артикуляционная гимнастика. Она подготовит речевой аппарат к правильному и точному воспроизведению звуков, разовьёт точные координированные движения языка, губ и щёк. В качестве примера можно привести упражнение «Хомяк». Для его выполнения нужно предложить ребёнку надувать щеки, как хомяк. Упражнение «Вкусное варенье» — малыш облизывает по кругу верхнюю и нижнюю губу.

Занятия с ребёнком в 2 годаЗанятия с ребёнком не должны превышать 15 минут, так как ему сложно долго концентрировать внимание. После этого нужно дать малышу отдохнуть, а потом можно поиграть снова. Игрушки должны быть яркими. Не стоит заставлять ребёнка, если он не хочет заниматься. Нужно его почаще хвалить, поскольку это создаёт ситуацию успеха. Ребёнок должен выполнять задания самостоятельно, только так он научится чему-то новому. Взрослым разрешается немного помочь ему в случае необходимости.

Как видно, своим закономерностям подчиняется развитие ребёнка в 2 года. Что должен уметь двухлетний малыш, подробно описано в любых книгах по детской психологии. Поводом для беспокойства должно стать, если малыш не тянется к общению с окружающими, не пытается подражать речи взрослых, не разговаривает или не реагирует на просьбы. В этих случаях ему требуется консультация педиатра, невролога, психолога и логопеда.

Adblock detector