Вещи, которые ребёнок должен уметь в 2 месяца

Что должен уметь ребенок в 2 месяцаМногих молодых или будущих мам интересует, каким должен быть ребёнок в 2 месяца. Что должен уметь, знать и делать малыш, как он себя ведёт и как реагирует на внешние раздражители — всё это долгое время изучалось педиатрами, которые определили необходимый уровень навыков у здорового младенца. Именно в этом возрасте грудничок начинает проявлять любопытство и активно взаимодействовать с миром, потому важность его правильного и всестороннего развития нельзя недооценивать.

Физические данные

Родителей чаще всего интересует эмоциональная сфера и умственное развитие ребёнка, но нельзя оставлять без внимания и его физическое взросление. По сравнению с месячным грудничком, двухмесячный малыш вырастает в среднем на 3—5 см и прибавляет в весе около 800 г. Поскольку он находится в фазе активного роста, его окружность головы, объём грудной клетки и другие параметры тоже увеличиваются — развиваются скелет и мышцы, показатели растут чуть ли не по дням.

Тело двухмесячного ребёнка по сравнению с таковым у месячного выглядит более худым и вытянутым, хотя и сохраняет округлость форм. Кроме того, его выделяют такие особенности:

  • Ребенок в 2 месяцапушковые волосы, иногда присутствующие у новорождённых, выпадают, после чего их полностью заменяют луковичные;
  • сосудистые пятна исчезают;
  • развивается пищеварительная система — начинает полноценно выделяться слюна, в кишечнике формируется микрофлора, меняется стул, реже появляются колики;
  • закрываются дополнительные сердечные коммуникации, меняется состав крови;
  • начинает пропадать гипертонус.

«Педиатры отмечают, что темпы физического развития у младенцев могут сильно отличаться, потому выход значений их роста, веса и прочих параметров за пределы нормы далеко не всегда говорит о нарушениях. Тем не менее лучше всего сразу же осведомить о них врача.»

Двигательная активность и моторика

Вместе с развитием скелета и мускулатуры малыша, увеличивается и его двигательная активность. Значительно растёт количество спонтанных движений руками и ногами. Малыш ещё находится в процессе овладения контролем за своими конечностями, но уже наблюдается значительный прогресс — исчезают характерные для новорождённых рефлексы, например, отталкивание ногами поднесённой к ним ладони. В плане физической активности и контроля за телом ребёнок в 2 месяца должен делать и уметь следующие вещи:

  • Ребенок должен приподнимать голову и поддерживать её Приподнимать голову и поддерживать её в таком положении непродолжительное время. Нормой считается 5 секунд, но некоторые младенцы могут выдерживать до 40 и больше. В вертикальном положении или на животе время увеличивается до минуты или нескольких Кроме того, когда ребёнок лежит на боку, его голова уже не запрокинута назад.
  • Поворачиваться с боков на спину. На недолгое время приподниматься, лёжа на животе. Поворачивать голову в разные стороны.
  • Уметь полностью выпрямлять конечности и отводить их от туловища. Мышцы в этом возрасте уже достаточно развиты, чтобы младенец, например, пытался схватить или оттолкнуть игрушки.
  • Активно орудовать руками, пытаться всё ощупать. В младенческом возрасте тактильные ощущения особенно важны, поэтому младенец будет хотеть потрогать всё, до чего сможет достать. Считается, что двухмесячный младенец хватает вещи и пытается поднести их ко рту уже не рефлекторно, а осознанно. Кроме того, он может удерживать в руках нетяжёлые предметы около 10 секунд.
  • Ребенок трогает свои ножкиПроявлять интерес к своим конечностям и ладоням. Ребёнок со временем понимает, что он контролирует движения своего тела и пытается всячески развивать этот навык — хватается одной рукой за другую, сжимает и разжимает пальцы, совершает напоминающие плаванье движения конечностями и так далее.
  • Иметь хороший контроль над движениями и координацию. Гипертонус, характерный для новорождённых, к двум месяцам проходит и большинство движений малыша становятся осознанными. Он поворачивает голову на звуки, тянет руки к игрушке, теребит одежду, трясёт погремушку и совершает прочие действия с определённой целью, а не просто спонтанно или рефлекторно шевелится.

«Чтобы моторика младенца продолжала развиваться, а мышцы росли здоровыми и крепкими, уже с двухмесячного возраста можно начинать проводить с ним самые простые развивающие занятия. Грудничковое плаванье, детская гимнастика или простые игры с подвесными игрушками помогут поддерживать гармоничное и правильное развитие грудничка.»

Реакции на окружающий мир

В двухмесячном возрасте у деток уже довольно хорошо развиты органы чувств, потому они активно отвечают на разнообразные внешние раздражители определёнными эмоциями и поведением. Их примерные реакции на предметы и события таковы:

  • к яркому и большому незнакомому объекту (например, мягкой игрушке) ребёнок должен проявлять интерес — фокусировать взгляд, пытаться дотянутся и так далее;
  • Двигательная активность ребенказа движущимися предметами, находящимися в непосредственной близости от него, младенец следует взглядом примерно 10—15 секунд, двигая зрачками и головой как горизонтально, так и вертикально;
  • грудничок проявляет интерес и любопытство ко всему, до чего он может дотянуться — игрушкам, одежде, собственному телу, маминым рукам — пытаясь схватить их, потрясти, попробовать на вкус и так далее;
  • если положить двухмесячного младенца рядом с другим ребёнком этого же возраста, они будут пристально разглядывать друг друга в течение примерно минуты;
  • на громкие или резкие звуки реакция грудничка явно негативная — плач и крики;
  • к нейтральным и приятным звукам ребёнок проявляет интерес — поворачивает голову к их источнику, вслушивается, ждёт продолжения;
  • слыша голос матери и других близких людей, грудничок улыбается;
  • при обращении к нему взрослых, ребёнок может концертировать взгляд на их лице около 10 секунд;
  • на приятные и неприятные запахи грудничок тоже выражает соответствующую реакцию, но пока что он не осознаёт их источников.

Общение ребенка с мамой

«Слух у двухмесячного малыша очень острый, потому на звуковые раздражители он будет реагировать наиболее явно. Очень хорошо развиты также его тактильные ощущения, а вот зрение пока что не совсем сформировано, хотя и в нём наблюдаются заметные сдвиги. Ребёнок всё ещё неспособен фокусироваться на мелких деталях, но уже может замечать их, пускай и вряд ли проявит интерес.»

Навыки общения

Вместе с развитием слуха и моторики, начинают улучшаться и навыки общения ребёнка. Именно в возрасте двух месяцев у него появляется так называемый комплекс оживления, который выражается в том, что младенец начинает активно реагировать на мать и других близких людей. При их приближении он сначала ненадолго замирает, после чего наблюдается заметное двигательное оживление, сопровождающееся улыбкой, радостным гулением или хихиканьем и заинтересованным взглядом в глаза.

Навыки общения малышаГолосовые связки малыша ещё недостаточно сформированы для полноценной речи, но у него уже начинают появляться первые предпосылки её развития. Педиатры утверждают, что в два месяца ребёнок должен уметь не только плакать, но и произносить короткие гласные звуки — «о» или «а». Обычно они мелькают редко, и в основном младенец продолжает выражать свои чувства и желания с помощью плача, но услышав новые звуки от себя, ребёнок сначала удивляется и прислушивается, затем пытается произносить их чаще и делать длиннее.

Как известно, здоровый малыш в 2 месяца должен уметь узнавать лицо и голос матери, а также реагировать на её слова и действия. Но на этом этапе развития он уже не только улыбается, но и активно пробует общаться с помощью гуления, жестов, мимики и интонаций. Он вслушивается в голоса взрослых и пытается отвечать, а также прислушивается к издаваемым самим собой звукам. Хорошо заметно, что грудничок также ждёт от «собеседника» ответных слов или реакций.

Эмоциональная сфера

Правильное формирование эмоциональной сферы с раннего возраста помогает избежать множества проблем при взрослении, потому именно она очень часто интересует родителей. Особенно важно изучить её у маленьких детей, которые не могут объяснить чего они хотят или что их беспокоит с помощью обычных методов.

Эмоциональная сфера в 2 месяцаПедиатры считают, что при нормальном развитии ребёнок в 2 месяца должен уметь не только выражать недовольство или радость, но и возмущаться, требовать, протестовать, кокетничать, интересоваться, удивляться, злится — словом, проявлять почти полный спектр эмоций взрослого человека.

Мимика в этом возрасте довольно хорошо развита, но интенсивность проявляемых реакций зависит от личности младенца. Например, некоторые из них улыбаются одними уголками губ, в то время как другие в этом процессе открывают рот и хихикают — оба варианта совершенно нормальны и не говорят о каких-либо нарушениях в развитии. Недовольство и дискомфорт дети всё ещё выражают в основном плачем и криками, но их мимика тоже меняется — сморщивается лицо, поджимаются губы и так далее.

Помимо мимики, двухмесячный ребёнок выражает своё состояние жестами и интонациями голоса — он может плакать возмущённо, испуганно или требовательно, издавать радостные возгласы и так далее. Внимательные родители со временем учатся распознавать интонации своего чада и по ним определять, что именно его беспокоит.

Интеллект и обучение

Интеллект ребёнка на втором месяце жизни ещё только начинает формироваться. Разумеется, он ещё слишком мал для целенаправленного обучения каким-либо навыкам, но уже проявляет осознание и способен замечать причинно-следственные связи. Например, ребёнок знает, что он может привлечь к себе внимание криком или плачем и активно этим пользуется, если чего-то хочет от взрослых.

Интеллект ребёнка на втором месяце жизни

Таким образом, основной признак нормального развития интеллекта у двухмесячного грудничка — это то, что он понимает влияние своего поведения на окружающую среду и меняет его соответствующим образом. Это не стоит пересекать, опасаясь избаловать малыша — в таком возрасте он ещё слишком мал, чтобы выразить свои потребности чем-то кроме криков и плача.

Помимо осознания того, что криком можно позвать взрослых, младенец может, например, ассоциировать лицо матери с кормлением и начинать заблаговременно делать сосательные движения ртом. Кроме того, он способен на обучение — например, потряся погремушку несколько раз, ребёнок поймёт, что именно его движения провоцируют звуки.

Методы развития

Обычно регулярного общения и игр хватает для того, чтобы привить младенцу все нужные умения и навыки, которые ребёнок в 2 месяца должен иметь. Но при желании можно закрепить с помощью следующих методов:

  • Методы развития интеллекта ребенкакупить развивающие игрушки-подвески — они обязательно должны быть крупными, яркими и находится на небольшом (30—40 см) расстоянии от кроватки, чтобы ребёнок мог хорошо их видеть;
  • общаться с грудничком, имитируя создаваемые им звуки;
  • проводить специальную гимнастику — лучше всего, чтобы её составлял педиатр на основе личных данных ребёнка, но можно использовать и обычные развивающие упражнения;
  • гулять с малышом на свежем воздухе не менее 2 часов в день;
  • ненадолго класть ребёнка на живот, чтобы он развивал мышцы груди и конечностей;
  • для развития моторики и тактильных ощущений, можно давать ребёнку разные на ощупь игрушки — шершавые, гладкие, мягкие, ворсистые, сделанные из дерева или тянущейся резины (при покупке стоит заботиться об их безопасности — в этом поможет возрастное ограничение на упаковке);
  • очень полезен для лёгкий массаж всего тела — его нужно делать нежными поглаживающими и похлопывающими движениями, почти не создавая давления на кожу и мышцы.

Разумеется, точно определить степень развития ребёнка и составить корректирующую программу может только врач-педиатр. Кроме того, ни одна игра или упражнение не может заменить младенцу регулярного и ежедневного общения с матерью, сопровождаемого положительными эмоциями и любовью. В нём важны не только слова и интонации, но и прикосновения, мимика, жесты — всё это поможет ребёнку не только чувствовать заботу и безопасность, но и формировать собственные навыки общения и проявления чувств.

Adblock detector