Как научить ребенка говорить в 1—3 года: полезные советы

Как научить ребенка говоритьСпециалисты в области психологии уверены, что основную роль в формировании языковых навыков у ребенка играют его родители. Речевое развитие происходит еще до того, как малыш научится произносить свои первые слова. Оно начинается буквально с первых дней жизни, когда мама разговаривает с новорожденным малышом. Впоследствии научить ребенка рано говорить помогут постоянное общение и специальные упражнения.

Возрастные особенности

Формирование языковых навыков происходит в несколько этапов, поэтому родители должны знать, какими речевыми навыками должен обладать ребенок в определенном возрасте, чтобы в случае проблем вовремя проконсультироваться со специалистом.

Стадии речевого развития:

  • Первый год жизни ребенкаПервый год жизни — в 1,5 месяца грудничок издает гласные звуки («а», «у», «ы»). В это время происходит формирование интонационной системы. В полгода кроха начинает лепетать и даже произносить определенные слоги («ма», «ба», «дя»), а к 12 месяцам уже пытается говорить элементарные слова. Функция понимания речи формируется именно в этот период, а после начинается процесс пополнения словарного запаса. Кстати, первое, что произносит кроха, не «мама», как считают многие, а «дай». Согласно статистике, это характерно для 60% детей.
  • Второй год — в этот период малыш начинает хорошо понимать речь взрослых. Он внимательно слушает, что ему говорят окружающие и пытается за ними повторять некоторые слова. Кроха уже разговаривает, но только на своем языке. Эти слова непонятны для взрослых, но родители со временем учатся распознавать своеобразную речь малыша. Научить ребенка разговаривать в 1,5 года можно многократным повторением одних и тех же слов, и ближе к 2 годам малыш уже сможет произносить отдельные фразы («мама, дай», «хочу ням-ням» и т. д. ).
  • Третий год — в этом возрасте появляется заметный прогресс в освоении вербальных навыков. Ребенок начинает формировать предложения и может вести осмысленный диалог. В этот период нужно стараться как можно больше читать малышу, петь с ним песенки и постоянно общаться.

Развитие вербальных способностей

Развитие вербальных способностейОснова для развития вербальных навыков — это постоянное общение с родственниками. У родителей, которые являются хорошими собеседниками и могут подолгу вести монолог, ребенок начинает разговаривать намного быстрее, чем в семьях, где мама предпочитает заниматься своими делами и не любит разговаривать со своим малышом.

На формирование речевого аппарата также влияет мелкая моторика. Нужно почаще делать массаж пальчиков, играть в игры с мелкими предметами, использовать специальные методики для развития моторики.

«Не стоит забывать о том, что каждый карапуз является индивидуальностью, поэтому не нужно равняться на других детей и тревожиться, если в 1,5 года ребенок не может сказать и слова.»

Постоянное общение

Чтобы научить малыша говорить в раннем возрасте, маме нужно постоянно разговаривать с ребенком, рассказывать ему о том, что вокруг него происходит. К примеру, на кухне можно комментировать процесс приготовления пищи. Одеваясь на прогулку, объяснять, как называется тот или иной элемент одежды, произносить цвета и качества предметов.

Постоянное общение с малышом

При этом рекомендуется разговаривать с грудничком, как со взрослым собеседником, даже если он еще не может поддержать разговор. И обязательно хвалить его, если он пытается повторить звуки, произнесенные взрослыми. Это будет стимулировать малыша на дальнейшее развитие.

«Важно уделять особое внимание словам «папа» и «мама», произнося их с особой интонацией.»

Знакомство с алфавитом

Годовалому ребенку уже можно показывать буквы, ведь его начинают интересовать окружающие звуки и он пытается их воспроизводить. Занятия должны проходить в игровой форме, и если малыш не готов длительное время сидеть возле мамы и изучать буквы, то не нужно его к этому принуждать.

Знакомство с алфавитомМама должна объяснять ему, как «делает машина», «говорит кошка (собака, корова)». При этом следует научиться быть терпеливой и не требовать от своего ребенка слишком многого. Повторять слова нужно в доброжелательном тоне. Во время чтения сказок нужно дать карапузу посмотреть картинки в книге и объяснить, что на них нарисовано и какую они имеют связь с прочитанным.

«Читать стишки или детские рассказы нужно не монотонно, а эмоционально, с выражением и соответствующей мимикой. Главное, чтобы книжки были интересны ребенку и соответствовали его возрасту.»

Пальчиковая гимнастика

Речевой центр располагается в коре головного мозга рядом с областью, управляющей движениями рук и пальцев. Поэтому, стимулируя конечности, можно оказывать положительное воздействие на развитие речи. Рекомендуются такие упражнения:

  1. Пальчиковая гимнастика«Ладони на поверхности». Кроху нужно усадить за стол и положить ручки ладошками вниз. Мама говорит «раз» — пальцы врозь, «два» — вместе.
  2. «Пальчики здороваются». Кроха сидит с вытянутыми руками и на счет «раз» соединяет все пальчики правой и левой руки, потом поочередно указательный с указательным, мизинец и мизинцем и т. д.
  3. «Человечек». Пальчики поочередно «бегают» по столу, имитируя ходьбу человека.
  4. «Очки». Карапуз должен показать, как выглядят очки, приставив пальцы к лицу.
  5. «Деревья». На счет «раз» — руки над головой, пальцы вместе. На счет «два» — пальцы растопырить. «Три» — руки перед собой, соединить тыльной частью, пальцы должны быть внизу (показать корни дерева).
  6. «Паук». Согнуть пальчики и медленно перемещать их по столу (как ползет паук).
  7. «Стол». Сжать кулачок и накрыть его ладошкой другой руки.
  8. «Прятки». Ребенок должен сжимать и разжимать кулачки.
  9. «Апельсин». Под стишок «Мы делили апельсин» малыш должен поочередно загибать пальчики.
  10. «Ну-ка братцы». Одна ручки разжата, а указательный палец другой руки поочередно постукивает разжатые пальчики на другой.
  11. Стимуляция рук малыша«Алые цветы». Кроха должен соединить обе ладошки, а затем медленно раскрыть пальчики (как будто открывается цветок) и покачать ими. После этого пальчики закрываются (цветок засыпает).
  12. «Белка». Поставить руки перед собой ладошками вверх. Правая рука должна находиться на весу, а указательный палец левой водит по ладошке, а потом загибает пальчики правой в порядке очереди: белочка на тележке продаёт вкусные орешки — лисичке-сестричке, мишке толстопятому, воробью пернатому.
  13. «Мостик». Малыш поднимает руки над головой ладошками друг к другу, а затем скрещивает пальцы до горизонтального положения, соединяет средние и безымянные пальчики (мост разводят).
  14. «Ромашка». Пальчики левой и правой руки переплести между собой, а потом прямые пальцы развести по сторонам (лепестки ромашки).
  15. «Бочонок с водой». Малыш сжимает левую руку в кулачок, оставляя небольшое отверстие, а затем повторяет то же самое с правой рукой.
  16. «Пчела». Указательными пальчиками поочередно делать вращательные движения по кругу.
  17. «Солнечные лучики». Поднять руки над головой, скрестив пальчики вместе, а затем развести пальцы в стороны.

Стимулы для формирования речи

Чтобы быстро научить говорить ребенка до 3 лет, нужно всячески стимулировать его к произношению слов и общению. Для этого существуют простые, но действенные способы:

  • Отказ от соски грудничкаОтказ от соски. Груднички, сосущие соску, намного позже начинают разговаривать, чем дети, которым этот предмет вообще незнаком. Все дело в том, что время длительного сосания мышцы, участвующие в формировании речи, практически не развиваются.
  • Расширение словарного запаса. Если двухлетний малыш говорит уже некоторые слова, нужно чаще показывать ему что-то новое и обязательно подробно объяснять назначение этого предмета, расширяя его словарный запас.
  • Подвижные игры. У детей первых лет жизни психика еще недостаточно окрепла, чтобы выдерживать занятия и спокойно сидеть на одном месте в течение длительного времени. Поэтому изучение новых слов должно проходить исключительно в форме игры.
  • Артикуляционная гимнастика. Рекомендуется тренировать мышцы языка с помощью специальных упражнений (сложить губы трубочкой, дуть на кусочек ваты при помощи соломинки, слизывать языком варенье, издавать цоканье, надувать щеки).
  • Словесное отзеркаливание. Маме нужно повторять все фразы и слоги, которые произносит её кроха, а потом проговорить свои слова, чтобы ребенок их повторил. Эта веселая игра поможет ребенку 2—3 лет быстрее заговорить.
  • Стимуляция конечностейСтимуляция конечностей. Логопеды убеждены, что игры с мелками предметами приводят к раннему развитию речи у ребенка. Можно заниматься рисованием на рассыпанном песке, крупе, нанизывать на ленточку маленькие бусинки, делать пальчиковую гимнастику, чтобы стимулировать нервные окончания на пальцах рук ребенка.
  • Ежедневное чтение. В годик малыш будет активно рассматривать красочные картинки, а с возрастом начнет внимательно слушать сказки и пересказывать их.
  • Разучивание детских песенок. Плавность фраз и положительные эмоции стимулируют развитие речевого аппарата.
  • Отсутствие фоновых звуков. Во время занятий телевизор или компьютер должен быть выключен, чтобы кроха не отвлекался на посторонние звуки и не засматривался на мелькающие кадры.
  • Специальное произношение неправильных слов. Этим способом нужно пользоваться во время чтения хорошо знакомых ребенку стишков или рассказывания сказок. Например, нужно сказать, что посадил дед не репку, а кепку, и дать возможность малышу поправить запутавшуюся маму.
  • Речь без упрощений. Если мама в присутствии ребенка будет называть машину «бибика», а котлету — «кета», то и малыш запомнит упрощенные вариации слов и будет произносить их на подсознательном уровне.
  • Замена жестов словамиЗамена жестов словами. Если малыш вместо того, чтобы ответить, просто кивает или показывает пальцем на предмет, нужно сделать вид, что мама не понимает его жестов, тем самым подталкивая его к произнесению слова. Однако не стоит впадать в крайность и доводить ребенка до слез.
  • Проявление заинтересованности. Многие мамочки хотят научить ребенка говорить в 3 года, но при этом не воспринимают всерьез его попытки к словесным объяснениям. Нужно не только проявлять инициативу в общении с маленьким собеседником, но и быть для него внимательным слушателем, задавать вопросы, искренне выражать эмоции и восхищаться, когда он что-то пытается рассказать.

Причины для беспокойства

Не следует пускать формирование вербальных навыков на самотек, чтобы к школьному возрасту у ребенка был необходимый запас слов и знаний. В случае возникновения ситуаций, когда необходима помощь специалиста, не стоит отказываться от нее и пытаться самим выровнять ситуацию. Итак, поводами для беспокойства должны стать такие моменты:

  • Непонимание ребенком 1 года, что к нему обращаются. Также кроха не может показать пальчиком на свою маму, когда его просят об этом.
  • Полное отсутствие речи в два года.Полное отсутствие речи в два года.
  • Невозможность произнесения элементарных фраз трехлетним малышом («мама, дай», «хочу пи-пи»).
  • Повышенное слюноотделение после 3 лет.
  • Неумение улыбаться или высунуть язык.
  • Упрощение слов ребенком 3 лет (машина — «би-би», пить — «пи», конфета — «кета»).
  • Искажение слов до неузнаваемости после 3 лет.
  • Гнусавое произношение слов или фраз.
  • Нехватка воздуха. Малыш добирает его во время произношения фразы.

Кроме всего прочего, для стимулирования вербальных навыков у ребенка не нужно разрешать ребенку наблюдать за чужими играми на компьютере, включать планшет мультиками и окружать его игровое пространство другими устройствами, в которых он становится не активным участником, а пассивным наблюдателем. Залогом развития речи ребенка является постоянное общение, развивающие игры и увлекательные занятия. Если после нескольких месяцев занятий не видно никаких результатов, нужно обратиться за помощью к специалисту.

Adblock detector